вторник, 10 октября 2017 г.

о творческом кризисе и методах борьбы с ним.

🦋Это уже шестой номер журнала. Когда перед сдачей материала я разговаривала с главным редактором, то она сказала, что хочет, чтобы этот номер был особенным. И я задумалась, как много особенного мы хотим, в частности мы – фотографы? Для нас каждая съемка должна быть особенной, это и творчество, и работа - делать из обычной реальности что-то уникальное, запоминающееся, необычное. Мы, как феи-крестные, превращаем жизнь на мгновение в сказку, творим свою реальность, точно так же, как и художники, меняем людей и имеем честь запечатлеть мгновения чужой жизни или мечты. Так вот к чему я это говорю. Фотографы, художники, писатели, да и все люди в целом, работа которых постоянно связана с творчеством, вынуждены постоянно жить в режиме творческой активности. Постоянные поиски «музы», идей, людей для их воплощения рано или поздно изматывают и истощают изнутри творца, да так что в один прекрасный момент наступает творческий кризис. Он подкрадывается внезапно, словно осенняя меланхолия, забирается в душу и велит просто махнуть на все рукой, забаррикадироваться дома, подальше от клиентов, требующих свои фотографии не завтра, не послезавтра, а уже вот прямо сейчас, а еще надо планировать съемки на завтра, послезавтра и на каждый следующий день месяца. Но НЕОХОТА! 
🦋Это в моем понимании и есть тот самый пресловутый творческий кризис. О нем писали уже десятки и тысячи раз, но я ни разу не видела статью с эффективным для себя рецептом от этой «болезни» творческих людей. Тут и нет готового рецепта. Он просто невозможен. Ведь сколько людей, столько и уникальных случаев творческих поисков и различных видов кризиса будет. Но, может быть, кому-то придутся к месту мои наблюдения и советы. Как особа эмоциональная, с хрупкой душевной организацией я впадаю в творческий кризис с завидной периодичностью и успела изучить это явление во всех его проявлениях. 

🦋
1. «Кризис жанра» это когда тебе вдруг кажется, что ты делаешь все не так, вот абсолютно все! Все твои прошлые работы унылые и их хочется просто удалить или сжечь. И вообще ты бесталанное существо. И тут два варианта развития событий. Или сесть в углу и, заливаясь горькими слезами, уничтожать свои работы, нажимая на кнопочку Del, пока не онемеет палец, или все же собраться и попробовать го. И я пускалась в бесконечное плавание по бескрайним просторам в поисках себя и своего стиля и искала то, что мне нравится снимать, пробуя себя в самых разных жанрах. Это похоже на Одиссею: поиски, которые могут затянуться на долго и так никогда и не закончиться. Тут важно на время делать передышки, пробуя новые жанры и стили, не бросать их, если не получилось с первого раза, а пытаться добиться в них сносного результата. Это важно чтобы в итоге не упустить то, что вам нравится, расстроившись первым сомнительного качества результатом (первый блин комом, не забывайте!). После таких неторопливых и вдумчивых поисков, можно с гордостью сказать, что я умею многое. Например, я теперь умею снимать животных, природу, моду, влюбленных, свадьбы и многое другое, но за пять лет непрерывных поисков я теперь гордо могу сказать, я люблю снимать сказочные образы. 
Бывает и другая беда -
нет идей, т.е. вообще никаких. Наверное, сейчас я скажу то, за что многие готовы будут меня расстрелять. Но все же это самое верное решение. Не можешь придумать сам, значит возьми чужую идею. Не важно, что это будет: книга, фильм, картина… Может быть, вдохновят вообще чьи-то снимки. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы взять за основу чью-то идею и переработать ее, преподнеся по-своему. Мне кажется, что все в этом мире было уже однажды сфотографировано и нарисовано. Как пример – фотографии девушек в белых платьях в пруду, которых в интернете множество, вот только придумал и воплотил это в жизнь художник прерафаэлист в своей картине Офелия. Нет, конечно, я не призываю заниматься плагиатом, копируя в точности чужие работы, но это может дать огромный толчок для полета фантазии.

2. Второй вид кризиса я бы назвала «Великий Нехочуха». Причин для того, чтобы впасть в состояние Великого Нехочухи множество от внешних, никак не связанных с творчеством, до чересчур плотного графика или надоедливых клиентов. В такие моменты не хочется даже думать о творчестве, не то, что им заниматься или доделывать старые заказы. Чтобы не случались такие приступы, нужно остановиться и сделать передышку, когда начинаешь ощущать, что силы и терпение на исходе. А если по истечению творческого отпуска все равно не возникает желания творить, тогда возможно следует оставить на какое-то время данное занятие, может быть, данный род деятельности больше не привлекает тебя. У меня бывало и такое, но во время знакомые начинали увещевания, напоминали мне, как сильно я любила то, чем занималась столько лет. Помогало, я переставала думать, что фотография это не мое. И медленно начинала возвращаться к съемкам, сначала одна в месяц, потом, две и т.д. 
Бывают случаи, когда, долгожданная съемка планировалась так тщательно и подготовка растягивается на месяцы, и все это продвигается с трудом и очень долго, то есть великий риск перегореть. Проснуться за день, два или неделю до съемки и понять, что НЕ ХОЧУ. В таких случаях нужно просто встать и идти снимать. У меня регулярно случается, что я просто перегораю, а дома, узнав об этом, меня едва ли не насильно выталкивают в двери со словами «Иди и снимай!». 
И я снимаю, а в процессе появляется азарт, глаза начинают блестеть и вообще все проходит настолько круто и драйвово, что прилетаю домой окрыленная и счастливая. Так что мой совет такой: «Отдохни, соберись с силами, а потом сделай это!» А вообще, любой творческий кризис — это не плохо. Для меня он всегда контрольная точка, от которой начинается новый виток развития, либо момент в который я понимаю, что пора отдохнуть, взять паузу и какое-то время провести наедине со своими мыслями, после чего с новыми силами браться за новые проекты. 🦋
🦋Главное не бойтесь экспериментировать и не отчаивайтесь, если сразу что-то не получилось. Помните, ходить вы стали тоже не с первого раза и падали неоднократно! 

Автор: Ксения Никитина-Мироедова 
Источник: Inspiramus Magazine (Август 2016) 

Советую почитать: 

О РАБОТЕ С ТВАРЯМИ

Меня можно найти: 

Паблик журнала: 

© Inspiramus Magazine
Maira Gall